Школа № 3
им. Н. Островского г. Черемхово
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Мои статьи [49]
Инновации [0]
Информация от Общероссийского педагогического экспертного Интернет-сообщества

» Мини-чат

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Главная » Статьи » Мои статьи

Современный подход к военно-патриотическому воспитанию молодежи
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают прежде всего мирные граждане, как правило не подготовленные к экстремальным ситуациям. Поэтому одним из перспективных направлений развития учащихся в плане подготовки юношей к службе в армии, является развитие сети дополнительного образования детей и подростков.

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Однако имеются отличия. Если патриотическое воспитание призвано готовить и труду, и к обороне, то главная цель военно-патриотического воспитания – подготовка к защите Отечества, т.е. подготовить молодежь к экстремальной ситуации вооруженной борьбы с агрессором, сформировать готовность к службе в силовых структурах.

В связи с этим мною преподавателем-организатором ОБЖ была разработана образовательная программа дополнительного образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Программа рассчитана на учащихся 14-18 лет, тех, кто проявляет желание подготовить себя физически и морально к службе в армии, главное условие участия в программе - отсутствие медицинских противопоказаний. Моя программа успешно реализуется в каникулярное время в профильных лагерях и при проведении экскурсий военно-патриотической направленности.

Программа содержит в себе следующие разделы:

Физическая подготовка – 40 часов.

Выполнение упражнений на перекладине и брусьях. Гиревое двоеборье. Бег на короткие и длинные дистанции. Кроссовая подготовка.

Специальная физическая подготовка – 20 часов.

Различные варианты преодоления общевойсковой единой полосы препятствий.

Противопожарная подготовка – 16 часов.

Причины пожаров. Назначение, виды и правила пользования огнетушителями. Способы тушения природных пожаров. Выполнение нормативов по боевому развертыванию.

Топографическая подготовка – 10 часов.

Способы ориентирования на местности. Движение по азимуту. Составление схем местности. Ориентирование на местности по карте.

Туристическая подготовка – 14 часов.

Подготовка и проведение походов. Вязание узлов. Транспортировка пострадавшего через технические этапы. Преодоление туристической полосы препятствий.

Специальная подготовка – 16 часов.

История создания, структура и задачи, решаемые РСЧС. Гражданская оборона, задачи и силы ГО. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Отработка надевания СИЗ. ЧС, возможные на территории края.

Основы выживания в ЧС – 12 часов.

Факторы выживания. Стрессоры выживания. Разведение и виды костров.

Медицинская подготовка – 10 часов.

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Влияние закаливающих процедур на организм человека. ПМП при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

Огневая подготовка – 12 часов.

Назначение и боевые свойства АК-74. Разборка и сборка АК-74. Назначение, боевые свойства и типы гранат. Способы метания гранат. Современные мины и порядок их установки. Стрельба из пневматической винтовки.

Строевая подготовка – 9 часов.

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая подготовка в составе отделения. Прохождение торжественным маршем.

Общевоинские Уставы ВС РФ - 4 часа.

Устав внутренней службы ВС РФ. Строевой устав ВС РФ. Дисциплинарный устав ВС РФ.

Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.

Вооружение Российских Вооруженных Сил – 5 часов.

Сухопутные войска ВС РФ. Военно-воздушные силы ВС РФ. Военно-морской флот ВС РФ. Ракетные войска стратегического назначения. Космические войска ВС РФ.

Основы рукопашного боя – 14 часов.

Удары руками и ногами. Защитные действия руками. Болевые и удушающие приемы. Броски.

Основные правила дорожного движения – 4 часа.

Обязанности пешеходов. Требования к движению велосипедов и мопедов. Дорожные знаки.

Проведение соревнований и конкурсов – 20 часов.

Районный конкурс «А ну-ка, парни!». Районный смотр допризывной молодежи. Районный конкурс «Зарница».

Контрольные зачеты – 8 часов.

Зачеты по всем основным видам программы.

Программа получила рецензию Армавирского филиала государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Краснодарского края «Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования». Рецензент доцент кабинета технологии и ИЗО АФ ККИДППО к.в.н. С.И.Волкова.
 
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Н. Островского»
 
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.
 
Автор: Белобородов Сергей Васильевич
учитель основ безопасности
жизнедеятельности.
Черемхово, 2008 г.

Содержание
  1. Введение
  2. Формирование гражданских качеств обучающихся на уроках ОБЖ
  3. Формирование гражданско-патриотических качеств воспитанников военно-патриотического объединения «Отечество»
  4. Заключение
  5. Литература
 
Введение
Снижение жизненного уровня; ценностную переориентацию в молодежной среде. На обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовностью, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально – активной личности, четко выраженной гражданской позиции. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. В следствии посткризисных явлений, присутствующих в социально – экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина – патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность. Обобщая можно выделить такое определение: Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно – деятельностный самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с иго историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе, является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и непрерывно связан с культурными межнациональными отношениями. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единении и определяются в педагогике как = такое нравственное качество, которое включает в потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознанного переживания ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.
 
Содержание понятия патриотизма включает в себя:
1. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
2. Уважительное отношение к языку своего народа;
3. Заботу об интересах Родины;
4. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
5. Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
6. Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
7. Гордость за свое Отечество, ее символы государства, за свой народ;
8. Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
9. Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженного в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могуществу и расцвету Родины;
10. Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
 
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьника. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, дополнительного образования. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одна из главных средств национального возрождения. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознание сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявила новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося. К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР 1991 года «О допризывной подготовке учащихся и молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)» от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная «Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовной и культурной инициативности, самостоятельности и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентировать школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность СОШ и является неотъемлемой частью программы Гражданско-патриотического воспитания нашей школы. Проблемы: - Усиление националистического настроения - Рост преступности - Уклонение от военной службы - Падение интереса к истории и культуре своего народа - Падение моральных и духовных ценностей - Отсутствие активной жизненной позиции в молодежной среде Цель: Создать условия для формирования у учащихся: - Гражданственности - Патриотизма - Национального самосознания - Чувства долга - Ответственности за судьбу Родины. Задачи: · Формировать личностное эстетическое отношение учащихся к культурным и историческим ценностям своего народа, своей страны. · Развивать исторические и интеллектуальные способности учащихся · Создавать условия для самореализации их способностей · Учить учащихся культуре общения · Осознанный подход к военной службе
 
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ

Значительное место в процессе формирования у учащихся качеств гражданина и патриота занимает курс Основы безопасности жизнедеятельности. Обозначу основные подходы, которыми руководствуюсь в преподавании данного курса. Так большое место уделяю мотивации. Для меня важно осознание подростком.
Цель установки при изучении предмета, а именно курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку в жизненной ситуации, свои возможности и делать правильный выбор. Преподавание осуществляю с позиции деятельного подхода, который реализую через педагогические технологии:
1. проектную
2. информационную
3. игровую (деловые и ролевые игры).
 
Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами. Например, при изучении темы «Символы воинской чести и славы» акцентирую внимание учащихся на происхождение некоторых слов. Так, слово «прапор» пришло к нам с Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке оно звучит «знамя». А вот слово «прапорщик» в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого воинского знамени ввел Николай I, а клятву перед боевым знаменем воинской части ввел Петр I (с тех пор и до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк воинской части расформировывался. Нововведение Петра сохранилось до наших дней. Правда в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по-другому: при утрате боевого знамени воинская часть расформировывается, а военнослужащие причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу. При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей являются такие учебные предметы, как химия, физика, география, математика и другие предметы. Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, системного характера мышления, Формирование умения мобильного использования знания при изучении школьных дисциплин. Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности, комплектности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знание, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны, взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установленных межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины. Межпредметные связи помогают учащимся не просто заучивать то или иное положение. Понимать его глубокий смысл. Помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень учащихся. Считаю важным показать учащимся социальную значимость их творческой деятельности. Так, например, в сотрудничестве с преподавателем технологии ребята изготовили стенды для оформления кабинета основ безопасности жизнедеятельности. Кроме этого учащие выполняют рефераты: ·
«Вооруженные Силы Российской Федерации»; ·
«Дни воинской славы России»; ·
«Оказание первой медицинской помощи»; ·
«Гражданская оборона»; ·
«Влияние вредных привычек на организм человека»; ·
«СПИД»; · «Основы военной службы».
Важное место в любой деятельности занимает контроль качества знаний учащихся. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основ безопасности жизнедеятельности» для 5-11–х классов. Разработаны мини-тесты (10-15 вопросов с вариантами ответов), которые предназначены для контроля изученного материала по разделу. Время, затраченное учащимися на выполнение тестовых заданий, 10 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов в неделю – 1 час). Использую на уроках учебные видеосюжеты по разделам курса, а так же материально-техническую базу, имеющуюся в нашем образовательном учреждении.
 
 ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОТЕЧЕСТВО»

Военно–патриотическое объединение «ОТЕЧЕСТВО» создано в 1999 году на базе муниципальной «Средней общеобразовательной школы № 3 имени Н. Островского», после того, как были разработаны нормативные документы. Положение о военно-патриотическом объединении, задачи и направления: ·
Военно-патриотическое объединение «Отечество» создано по инициативе учащихся, добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование. Осуществляет в соответствии с уставом о его деятельности при участии исполнительной власти и органов местного самоуправления военно–патриотическое воспитание учащихся, детей и имеющие в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. · Деятельность военно-патриотического объединения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также настоящим положением. · Военно-патриотическое объединение определяет направление и программу своей деятельности и в целях их реализации взаимодействуют с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, военными комиссариатами, органами по делам молодежи, учреждениями образования, культуры спорта, туризма, а также ветеранами и другими общественными объединениями. Основными задачами военно-патриотического объединения «Отечество» являются: - участие в реализации государственной политике в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. - воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине. готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите. - изучение истории и культуры Отечества и родного края. - участие в подготовке и проведение мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества. - передача и развитие лучших традиций российского воинства. - противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде. - физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни. - участие в подготовке граждан к военной службе. Основными направлениями и формами деятельности военно-патриотического объединения «Отечество» являются: - организация работы по военно-прикладным видам спорта. - проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий. - поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества. - участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы. - оказание помощи ветеранам военной службы и семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы. - проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края. Воинской славы России, боевыми традициями армии и флота. Разработана программа по военно-патриотическому воспитанию учащихся муниципальной общеобразовательной средней школы № 3. Военно-патриотическое объединение «Отечество» является структурным подразделением школы, созданным для развития молодежной инициативы в деле воспитания патриотов Родины на основе изучения истории Отечества, военного дела, физической закалки и подготовки к службе в Вооруженных Силах Р.Ф. За время работы военно-патриотического объединения «Отечество» его воспитанниками стали более 60 человек постоянного состава. Многие воспитанники ВПО «Отечество» после окончания 9 и 11 класса поступают в ряды вооруженных сил РФ и военные институты, кадетские корпуса. Многие воспитанники объединения в данный момент обучаются в вузах гражданской направленности. Большое внимание в своей работе члены военно – патриотического объединения уделяют поисковой и исследовательской работе. В течение учебного года члены военно-патриотического объединения принимают активное участие в уборке аллеи Победы и ухода за памятниками героев Великой Отечественной Войны, участвуют в мероприятиях патриотической направленности, о чем свидетельствуют грамоты за занятые призовые места. К числу положительных результатов деятельности военно–патриотического объединения следует отнести такие: среди воспитанников большое число подростков, относимых к категории «трудные». В ВПО они обрели настоящих товарищей, нашли дело по душе, добились определенных успехов, сформировали такие нравственные чувства, как ответственность, работоспособность, патриотизм и др. Все это позволяет сделать вывод о более осознанном, ценностном отношении этих ребят вопросам, связанным с гражданским самоопределением, готовностью и способностью к службе в рядах Вооруженных Сил РФ. Педагоги школы отмечают, что ребята, занимающиеся в ВПО, меняются в лучшую сторону: становятся более воспитанными, дисциплинированными, отзывчивыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 В данной работе мною сделана попытка описать педагогическую деятельность, направленную на формирования у учащихся гражданско-патриотических качеств на уроках ОБЖ и внеклассной работе. Формирование гражданско–патриотических качеств личности – это целенаправленный специально организуемый процесс. Гражданско– патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность. В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены методы формирования гражданско– патриотических качеств личности. Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы: -используемый комплекс педагогических условий в рамках уроков ОБЖ и деятельности военно–патриотического объединения «Отечество» эффективен для формирования у подростков качеств гражданина и патриота; -старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотической направленности; - воспитательная работа гражданско–патриотического направления актуальна для педагога и школы в целом, поскольку говорить о сформированности гражданско–патриотических качеств обучающихся школы рано.
ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы»;
2. Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на «2006 – 2010 годы»;
3. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие Т.А. Касимова, Л.Е. Яковлев.: - М.: Айрес-пресс, 2005.-64 с.
4. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе, сост. Н.В. Музакина, Б.И. Мишин, под ред. А.К. Бруднова.- М.: Мнемозина, 2000 г.-192 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: ostrov (10-Января-2008)
Просмотров: 6272 | Рейтинг: 4.4/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz