Школа № 3
им. Н. Островского г. Черемхово
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Мои статьи [49]
Инновации [0]
Информация от Общероссийского педагогического экспертного Интернет-сообщества

» Мини-чат

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Главная » Статьи » Мои статьи

Затруднения для уроков русского языка в 4 классе по технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образование. Современный выпускник совсем не такой, как 10 лет назад . Пришло осознание того, что детей нужно учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он оказывается беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, развивать свои способности, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Многие ученые ставят перед собой задачу – помочь учителю так организовать образовательный процесс, чтобы эффективно научить учащихся осознавать затруднения, возникшие перед ними, научиться их преодолевать, а, следовательно, самоизменяться. Для этого создаются адекватные способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и т. д. Перед автором встала проблема выбора инструментария для организации такого образовательного процесса. Нужно было сориентироваться в море обучающих ресурсов. «Прежде чем вы приметесь за какое-нибуль ремесло, вам нужны инструменты», - писал Ж.-Ж. Руссо. Автором была изучена технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Основной проблемой работы по технологии деятельностного метода для учителей является разработка затруднений для пробного действия. Коллегами Л.Г. Петерсон разработаны сценарии уроков математики для 1-4 классов, эталоны. Но так как данную технологию можно применить для любого учебного предмета, учителю приходится тратить много времени для разработки своих «авторских» затруднений для уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира по разным программам. Автором данной статьи предлагаются некоторые затруднения для уроков русского языка в 4 классе. Именительный падеж имен существительных - Составить алгоритм поиска в предложении имен существительных в именительном падеже. Для этого дается задание: найти в тексте все существительные в именительном падеже. – Поиск пути выхода проводится на том же задании. Составляется алгоритм поиска существительных в именительном падеже: 1) существительное должно отвечать на вопрос кто? что? 2) существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим Родительный падеж имен существительных - Составить алгоритм поиска в предложении имен существительных в родительном падеже. Для этого дается задание: найти в тексте все существительные в родительном падеже. - Проводится на том же задании. Составляется алгоритм поиска существительных в родительном падеже: 1) существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего? 2) Слово – помощник – нет 3) Предлоги от, до, из, без, у, для, около, после 4) В предложении – второстепенный член. Дательный падеж имен существительных - Составить алгоритм поиска в предложении имен существительных в дательном падеже. Для этого дается задание: найти в тексте все существительные в дательном падеже. - Проводится на том же задании. Составляется алгоритм поиска существительных в дательном падеже: 1) существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему? 2) Слово – помощник – дам 3) Предлоги к, по 4) В предложении – второстепенный член Винительный падеж имен существительных - Составить алгоритм поиска в предложении имен существительных в винительном падеже. Для этого дается задание: найти в тексте все существительные в винительном падеже. - Проводится на том же задании. Составляется алгоритм поиска существительных в винительном падеже: 1) существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кого? что? 2) Слово – помощник – вижу 3) Предлоги в, во, на, за 4) В предложении – второстепенный член Творительный падеж имен существительных - Составить алгоритм поиска в предложении имен существительных в творительном падеже. Для этого дается задание: найти в тексте все существительные в творительном падеже. - Проводится на том же задании. Составляется алгоритм поиска существительных в творительном падеже: 1) существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем? 2) Слово – помощник – доволен 3) Предлоги с, за, под, над В предложении – второстепенный член Предложный падеж имен существительных - Составить алгоритм поиска в предложении имен существительных в предложном падеже. Для этого дается задание: найти в тексте все существительные в предложном падеже. - Проводится на том же задании. Составляется алгоритм поиска существительных в предложном падеже: 1) существительные в предложном падеже отвечают на вопросы о ком? о чем? 2) Слово – помощник – думаю 3) Предлоги о, об, в, во, на, при В предложении – второстепенный член Три склонения имен существительных - Определить причину объединения слов в склонение. Для этого дается задание: 1) Определить, чем похожи слова в каждой группе: Мать – дорога – колония – печь Море – небо – поле – солнце Митя – мужчина – конь – стул Дети дают ответ: существительные разделены по группам по родам. 2) По какому признаку разделены слова в этих группах: Дорога – колония – Митя – мужчина Море – небо – конь – стол Мать – печь – сирень - радость Для построения пути решения затруднения надо изменить по падежам все эти слова. Класс делится на группы, каждая группа склоняет свою группу слов. В это же время на доске каждое слово склоняют разные ученики. Затем наблюдаем за окончаниями слов. Делаем вывод: в каждой группе слова имеют одинаковые окончания при изменении по падежам, имеют один тип склонения. Слова, которые при склонении имеют одинаковые окончания, относятся одной группе, к одному типу склонения. Ударные и безударные окончания имен существительных - Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания. Для этого дается задание: Каждый ряд (один ученик от ряда у доски) склоняет 1 слово с ударным окончанием (1 ряд – река, 2 ряд – окно, 3 ряд – степь). У детей не возникает затруднения в написании окончаний. Затем всем дается одинаковое задание – на индивидуальной карточке просклонять слово – яблоня, в нем безударное окончание. На доске это слово уже изменено, но пропущены окончания. Возникает несколько вариантов. - Для построения пути выхода из затруднения: 1) определяем склонение слова яблоня 2) вспоминаем причину объединения слов по типу склонения 3) анализируем таблицу в учебнике. Делаем вывод: слова одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания Правописание безударных падежных окончаний имен существительных - Дети должны прийти к выводу: чтобы проверить безударное окончание существительного, надо вместо него вставить существительное того же склонения в том же падеже. Для этого учащимся дается задание: Чем отличаются и чем похожи слова в двух группах? Записано на доске и у каждого на индивидуальной карточке: Без рек_ - без деревни_ В окн_ - в город_ По степ_ - по сирен_ Чем похожи и чем отличаются слова в каждой строке? Вставьте пропущенные буквы в словах 1 столбика. Дети справляются без затруднения. Вставьте пропущенные буквы в словах 2 столбика. - Чтобы определить, какое решение этого затруднения верное, определяем склонение существительных обоих групп, их падеж, вспоминаем, по какому признаку объединяются слова в склонение. Делаем вывод, вставляем буквы правильно. Решили, что в следующий раз будем подставлять существительные с ударным окончанием: 1 склонение – река, 2 склонение – окно, 3 склонение – степь. Склонение имен прилагательных. - Как быстро определить падеж прилагательного? В тексте (на карточке и на доске) определить у прилагательных падеж - Пробуем определить падеж по вопросу прилагательного. Получается долго. Определяем род и число прилагательных. Вспоминаем, что род и число прилагательных определяются по существительному, с которым связано прилагательное. Пробуем также определить падеж прилагательного. Делаем вывод: падеж прилагательного можно определить, также как и род и число, по существительному, с которым связано это прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного? Дается текст с пропущенными безударными окончаниями прилагательных. Дети должны вставить их. Вариантов несколько - Пробуем поступить также, как и с существительными – подставляем прилагательное того же рода, числа, с ударным окончанием. Делаем вывод – это нерационально: нужно помнить слишком много прилагательных. Анализируем таблицу в учебнике (или сделать на карточке, так как в учебнике уже есть вывод, к которому мы должны прийти), сравниваем окончания вопроса и прилагательного. Замечаем, что в вопросе ударное окончание , значит, он может быть проверочным словом, нужно запоминать только одно слово – сам вопрос. Делаем вывод: нужно поставить вопрос к прилагательному от существительного. Личные местоимения - По какому признаку местоимения делятся на группы по лицам? У детей на каждой парте для пары учащихся и на доске в увеличенном размере – карточки с местоимениями. Разделите все местоимения на 2 группы. Делят по числу. Попробуйте разделить на 3 группы. - Читаем диалог: -Алло, это я! - Привет, что ты сейчас делаешь? Твой брат дома? -Нет, он гуляет. Анализируем – про кого можно сказать я (того, кто говорит), про кого можно сказать ты (про того, с кем говоришь), про кого можно сказать – он (про того, о ком говоришь). На доске карточки с этими местоимениями раскладываю на разные группы. Остальные местоимения подкладываем, определяя, кого они называют. Делаем вывод: можно разделить на группы по тому лицу, которое они называют Спряжение глаголов. - Дети должны понять, что спряжение – это процесс изменения глаголов по лицам и числам. У детей на каждой парте и на доске в увеличенном виде – карточки со словами: иду, идем, идешь, идете, идут, идет. Определяем, чем они похожи – однокоренные, стоят в настоящем времени, отличаются только окончаниями. Предлагается разбить глаголы по группам. Дети предлагают разные варианты, но в основном по числам. Предлагается разбить на 3 группы. - Пробуем подобрать к каждому глаголу подходящее местоимение. Вспоминаем, что местоимения можно разделить на 3 группы – по лицам. Также делим и глаголы. Делаем вывод: глаголы в настоящем времени можно изменять по лицам и числам, при этом изменяется окончание глагола. Сообщаю детям, что такое изменение называется спряжение. Учимся правильно записывать изменение глагола по лицам и числам.
Категория: Мои статьи | Добавил: ostrov (24-Октября-2008)
Просмотров: 2320 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz