Школа № 3
им. Н. Островского г. Черемхово
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Мои статьи [49]
Инновации [0]
Информация от Общероссийского педагогического экспертного Интернет-сообщества

» Мини-чат

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Главная » Статьи » Мои статьи

Метод проектирования на уроках истории

Метод проектирования на уроках истории


В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности на основе частных фактов и интерпретировать факты на основании известных закономерностей. При этом главным результатом образования станет обретение учащимися системы обобщенных теоретических представлений.

Решение поставленных задач и достижение необходимых результатов возможно при использовании метода проектирования. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности. Метод проектов стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство.

Проект – это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определенного результата. Одновременно проект – это результат такой деятельности. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. К тому же коллективная работа по методу проектов избавляет учащихся от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.

Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности. Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий (В.В.Гузеев,1996):

- подготовка (формулирование темы и целей проекта);

- планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

- исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

- оформление результатов и выводов;

- представление или отчет;

- оценка результатов и процесса.

Использование этого метода в основной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому первые этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). Например, при изучении темы «Великие географические открытия» совместно с учащимися были разработаны следующая цель и задания:

Цель: определить те причины, которые побудили людей отправиться в далекие путешествия, как изменились представления средневекового человека об окружающем мире, попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения: европейцев и индейцев, современников событий и с позиций современного нам человека.

Направления работы над проектом:

- отразить причины путешествия в виде письма к купцу, банкиру или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости. Работа может быть выполнена и в форме записи в личном дневнике. Важное условие: все должно быть написано от первого лица;

- составление бортового вахтенного журнала;

- создание карты – маршрута путешествия;

- описание от первого лица впечатлений о путешествии и его результатах (от имени путешественника, завоевателя или коренного жителя, открытых европейцами земель, от лица современного ученого, нашедшего личный дневник путешественника или бортовой журнал).

Постановка задачи выполнения работы от первого лица преследовало цель стимулирования творческих способностей учащихся, получения детьми возможности пропустить получаемые знания через свой внутренний мир, определение личностных смыслов в овладении новыми знаниями. К тому же каждое направление проекта имело разную степень сложности, что давало возможность дифференцировать их. Разработанные задания дети распределяли среди членов группы самостоятельно. В зависимости от поставленных целей состав групп может определяться либо учителем, либо они формируются по желанию ребят.

Каждая группа должна была создать проектную работу об одном из мореплавателей (Ф. Магеллан, Васко да Гама, Х. Колумб, Бартоломеу Диаш), или конкистадорах (Ф. Писарро, Э. Кортес).

Важным является и тот момент, как включить защиту проектов в структуру урока. В данном случае урок был построен следующим образом:

1.Объявление темы и определение совместно с детьми целей предстоящей работы на уроке;

2. Определение порядка представления проектов (причины – ход события – результаты);

3.Представление первой части проектов - причин каждого из путешествий.

Задание учащимся: определить и сформулировать причины Великих географических открытий, записать их в тетрадь.

Проверка выполнения задания, обобщение и уточнение.

Вопрос учащимся: какие, по-вашему мнению, технические изобретения сделали возможными подобные путешествия? Сообщение, подготовленное одним из учащихся по этой теме (об особенностях каравелл и об астролябии).

4.Представление бортовых вахтенных журналов (рассказ сопровождается работой с картой) и впечатлений от путешествия и его результатах.

Вопрос для учащихся: Каковы, по-вашему мнению, результаты Великих географических открытий? Обобщение и уточнение ответов (запись в тетрадь).

5. Подведение итогов урока.

Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы.

Таким образом, подобная организация работы детей позволяет избежать поверхностности при использовании метода проектирования.

Этот метод можно применять и без предварительной подготовки, организовав групповую работу учащихся на уроке. Так, при изучении темы «Реформация в Европе» группам можно дать следующие задания: подготовить выступления от имени католического священника, представителя лютеранской церкви или народной реформации с защитой своих идей. Здесь уже дети либо самостоятельно, либо совместно с учителем должны сформулировать цель, гипотезу, методы реализации проекта. Затем можно организовать дискуссию между представителями различных религиозных учений.

Это позволяет ребятам глубже осмыслить причины кризиса католической церкви, вникнуть в суть идей реформационных течений. В ходе работы на уроке учитель может оказать детям помощь в случае затруднений. Такая организация урока позволит учителю создать условия для развития у школьников навыка работы с учебником, для осмысленного, а не механического запоминания изучаемого материала.

Приведенные примеры показывают, что многие вопросы, изучаемые в курсе истории, можно превратить в проектные задания. Однако проекты, которые требуют больших затрат времени на подготовку,целесообразно использовать 2-3 раза в год. В результате они становятся одним из методов повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории.

Возможные направления при создании проектных работ по теме «Становление Древнерусского государства в IX – X веках» («Первые русские князья»):

-характеристика князя от имени дружинника;

-составление летописи (основные события правления князя);

-рассказ о жизни древнерусского общества в период правления князя (от первого лица);

-на контурную карту нанести границы Древнерусского государства в период правления князя.

Проектная работа должна содержать иллюстрации, схемы, карты, рисунки. Детям было предложено подготовить работы о следующих князьях: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.

По теме «Политическая раздробленность Руси» ребята создавали проектные работы о Киевском, Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах и Новгородской земле.

Работа оформляется на листе ватмана, где детям необходимо было отразить следующие моменты:

-природно-географические и климатические условия;

-организацию управления;

-социальные слои общества и основные занятия населения;

-взаимоотношения с соседними государствами;

-уровень культуры и образования;

Подготовить соответствующие комментарии:

-используя подготовленные плакаты, описать от первого лица жизнь и облик соответствующего феодального центра («Путешествие в Киев (Новгород, Владимир, Галич)»);

-составить летопись основных событий этого княжества или земли в данный период времени;

-изобразить генеалогическое древо правителей княжества;

Категория: Мои статьи | Добавил: ostrov (10-Января-2008)
Просмотров: 3019 | Рейтинг: 3.8/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz