Школа № 3
им. Н. Островского г. Черемхово
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Мои статьи [49]
Инновации [0]
Информация от Общероссийского педагогического экспертного Интернет-сообщества

» Мини-чат

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания

Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания


Панченко Светлана Анатольевна

учитель истории и обществознания МОУ Гимназия №6 МО город Тихорецк

Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, познакомить с основами научных знаний. Любая же наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. В основе этой структуры лежат понятия и аксиомы, из которых постепенно выводятся более частные, специальные понятия.

Именно поэтому школьнику, чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках и в других научных пособиях и книгах.

Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь материал учебников истории или обществознания, не понимая сути излагаемых событий, практически невозможно.

При этом необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности.

Поэтому работу по формированию понятийного аппарата я начинаю с самого начала изучения предмета. Причем понятие не должно быть просто заучено, способствовать его усвоению и запоминанию может своеобразное мини-исследование.

Алгоритм его построения определяется тем, что понятийное мышление состоит как минимум из трех операций: 1) интуитивного выделение сущностного признака; 2) установления категориальной принадлежности; 3) формирование логической связи между явлениями.

В связи с этим можно выделить следующие этапы работы с понятием:

• знакомство с историческим явлением, характеризующим его, выделение сущностного признака;

• затем учащиеся должны определить ключевое слово, ответив на вопрос: Что это за явление? К какому виду(типу) себе подобных явлений оно относится?

• далее они должны определить отличительные признаки явления, т.е. ответить на вопрос: Чем оно отличается от себе подобных?

Например, в результате знакомства с двупольем, учащиеся, определяя ключевое слово, указывают, что это система земледелия. Затем, выделяя признаки, отличающие его от других систем земледелия, завершают формулирование понятия. Конечно, на начальной стадии обучения умению формулировать определение понятия задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся его структуру, разложив понятие на составные части (ключевое слово + отличительные признаки), выстроить совместно с детьми алгоритм его построения.

В результате выстраивается следующий алгоритм деятельности ученика:

- Определение ключевого слова

( в данном случае – система земледелия.)

- Выделение отличительных признаков.

(поле делится на две части, одна из которых засевается, а другая остается под паром (отдыхает))

- Соединение двух частей в одно определение.

(двуполье – это система земледелия, при которой поле делится на две части, одна из которых засевается, а другая остается под паром (отдыхает))

Другой вариант работы с понятием – это обращение к этимологии происхождения слова. Например, этот вариант можно использовать при определении таких понятий, как закуп, рядович и др. При этом, рассматривая вопрос о возникновении неравенства в среде восточных славян, ученику сообщается информация о том, что такое ряд, купа и предлагается сформулировать определения понятий: закуп, рядович.

В случае если понятие является составным словом, то проводится работа с его составляющими (социология, психология и др.), на основе анализа слова учащиеся формулируют его определение.

Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Именно такое мышление лежит в основе ряда частных интеллектуальных навыков, необходимых при обучении в старших классах.

Категория: Мои статьи | Добавил: ostrov (10-Января-2008)
Просмотров: 2304 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz