Школа № 3
им. Н. Островского г. Черемхово
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Мои статьи [49]
Инновации [0]
Информация от Общероссийского педагогического экспертного Интернет-сообщества

» Мини-чат

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Главная » Статьи » Мои статьи

Ученическое самоуправление. Роль семьи в формировании воспитательной системы класса.

Преемственность как условие создания воспитательной системы класса.


 

Содержание
 

Содержание.

Глава 1. Моделирование воспитательной системы класса………………..3 – 7

1.1. Формы внеклассной работы. Практическая работа…………………....8 – 9

1.2. Ученическое самоуправление……………………………………………10

1.3. Роль семьи в формировании воспитательной системы класса………...11

Глава 2. Профессиональная ориентация школьников. Психологический тренинг………………………………………………………………….12 - 15

2.1. Презентация проекта «Школа самоопределения»…………………16 – 26

Глава 3. Представление проекта программы «Путешествие на планету Семицветик»…………………………………………………………..27 – 44

Глава 4. Электронная папка классного руководителя.…………………………………………………………45 – 227

Глава 1. Моделирование воспитательной системы класса.

Уважаемые коллеги, мы бы хотели поделиться с Вами своим опытом воспитательной работы. Так уж сложилось в жизни, что, работая в Базовой школе при Исилькульском педагогическом колледже, мы решились на эксперимент – не расставаться со своими ребятами после окончания начальной школы. И хотя в 2005 году наши классы перевели в МОУ «СОШ№1» Манахова Татьяна Юрьевна проработала с классом 6 лет, Скабёлкина Татьяна Леонидовна – 11 лет.

В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые opиентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития воспитательной системы класса, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Мы строили воспитательную систему, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. На каждой ступени обучения проводили исследование личностного развития учащихся. Построение воспитательной системы в начальных классах позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые предоставляет родной город. С этой целью составляется программа экскурсионно-музейной деятельности: применимо к каждой возрастной группе.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса, в конце концов, была направлена на формирование творческой личности. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это и явилось целью нашей работы.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

2. Изучение и анализ направленности интересов учащихся.

3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.

4.Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.

5. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.

6. Формирование паспорта развития личности учащихся.

7. Нахождение путей представления детских творческих достижений.

Следующим этапом нашей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Наше глубокое убеждение: основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. В план-программу вошли следующие разделы.

Формы учета результативности воспитательной системы класса.

Дневник классного руководителя.

Большое значение в работе классного руководителя имеет его дневник, в котором он фиксирует фактологический материал, касающийся классного коллектива, а также анализ результатов наблюдений за классом, отдельными воспитанниками, их семьями.

Планы воспитательной работы в классе.

Продолжением дневника классного руководителя является план воспитательной работы, в котором отражаются цели и задачи воспитательной работы с конкретным детским коллективом; план отражает реальные потребности детского коллектива; учитывает объективные и субъективные возможности воспитательного процесса.

Социальный паспорт класса.

Паспорт развития личности ребёнка.

Работа с родителями.

Аналитические материалы.

Сюда вошли: памятка для самоанализа воспитательного мероприятия; памятка для составления психолого-педагогической характеристики детского коллектива; примерная памятка для составления характеристики воспитанника; памятка для составления анализа воспитательной работы.

Информационные стенды для школьников в классных комнатах.

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя – создание информационных стендов, в которых отражается жизнь детского коллектива. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список общественных поручений, план мероприятий в классе на текущий месяц, распорядок дня младшего школьника, НОТ младшего школьника "Учись учиться”; стенд по развитию творческих способностей "Твори, выдумывай, развивайся”; стенд (или стена), где размещаются лучшие творческие работы детей класса "Мир, в котором я живу”.

Педагогический мониторинг.

Это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. Предметом педагогического мониторинга (отслеживание хода, результатов, перспектив развития педагогического процесса) является воспитанность и творческая активность детей.

Нормативно-правовое обеспечение.

Сюда вошли: положение о классном руководителе; положение об организации дежурства по школе; положение о дежурном классе.

Понятийно-терминологическая справка.

Творческая лаборатория педагога-воспитателя.

Классный руководитель – это человек творческий как всякий исследователь, он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему построить воспитательный процесс увлекательным, захватывающим.

Конечно, прежде чем выстраивать систему работы по формированию творческой личности ребёнка, необходимо изучить его индивидуальные и личностные особенности, его интересы и склонности. Это был следующий этап работы.

Совместно с психологом и социальным педагогом:

- мы выявили уровень развития психических процессов учащихся;

- определили тип темперамента, посредством наблюдения, тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, выявили их личностные особенности;

- изучили особенности характера и поведения;

- исследовали интересы учащихся, их склонности к какому-либо виду деятельности;

- составили карту направленности интересов учащихся;

- определили статус каждого ученика в детском коллективе (лидеры, популярные, приспособленцы, замкнутые);

- выявили роль ребёнка в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель);

- выявили имеющиеся у детей положительные качества, которые следует развивать и отрицательные качества, от которых следует, по возможности, избавиться или преуменьшить.

Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому мы включили в свою воспитательную систему работу по Дополнительному образованию. После получения результатов диагностик, учащимся была оказана помощь в выборе студии дополнительного образования. Осуществлялась тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещались презентации студий, велись индивидуальные личные беседы с педагогами, координировалась их и наша работа. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в городских и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Ни один ребёнок в классном сообществе не остался в стороне.

Учитель. Кол. детей. Муз. школа. Школа ИЗО. Хореограф. ансамбль. Вокальный кружок. РТС Спорт. Секции.

Скабёлкина

Т. Л. 28 10 4 1 1 6 10

Манахова

Т. Ю. 28 6 8 2 2 6 10

Учитель должен быть заинтересован в творческих успехах и достижениях своих учеников, должен уметь прийти к ним на помощь, поддержать их инициативу, одобрить выбор или решение детей, указать на ошибки, не обидев ребёнка.

Часы общения – классные часы - были нам необходимы. Мы говорили о дружбе, доброте, бескорыстии и благородии, красоте, щедрости, честности, трудолюбии, уважении и заботе, бережливости и многом другом. Очень часто дети были сами инициаторами таких бесед. Вместе с детьми мы решали, какой праздник и когда нам организовать, кто какой вклад внесёт в общее дело. Много было у нас совместных творческих дел: фольклорный праздник "У ворот хоровод” в 1-м классе, праздник Азбуки, экологический проект "Встреча пернатых друзей”, праздник роста первоклассников, игра "Математическое ралли”, турнир знатоков литературы во втором классе, экологическое ассорти, космическое путешествие, фольклорный праздник "Хлеб всему голова” в 3-м классе, конкурс "Леди и джентльмены” в 4-м классе, выпускной вечер "Прогимназии посвящается», «До свидания,9 класс» и многое другое, которые способствовали развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

1.1. Формы внеклассной работы. Практическая работа.

И вот здесь возникает вопрос: Какие новые, наиболее эффективные формы работы может использовать классный руководитель, какие пути он должен найти для представления детских творческих достижений?

«Новое не бывает неожиданным» - Д.С. Лихачев.

Постоянно изобретать новые формы работы кажется совершенно немыслимым. Но ведь хороший кулинар из одних и тех же ингредиентов может приготовить столько разных блюд, а модельер из старого платья сооружает новомодные вещи. Вот и классному руководителю необходимо научиться конструировать новые формы работы.

Практическая работа педагогов – слушателей.

Опираясь на алгоритм, предложить разнообразные формы воспитательной работы.

Алгоритм.

1.Определить возрастные особенности участников воспитательного процесса.

2. Установить, каким должно быть дело в зависимости от воспитательных задач: познавательное, творческое, прикладное, подвижное и т.д.

3. Пересмотреть всякие известные формы работы, добавляя к ним необходимое содержание.

4. Остановиться на приглянувшемся сочетании и посмотреть, что диктует форма(определенные детали, роли, атрибуты), насколько это соответствует желаемому содержанию и привлекательно для детей.

Коллеги предлагают варианты

Категория: Мои статьи | Добавил: ostrov (21-Января-2008)
Просмотров: 8226 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 4.5/11 |
Всего комментариев: 12 1 2 »
12 Любава  
0
Материал интересный.С удовольствием прочитала.
Обращаюсь с просьбой и подтверждаю, что тоже хотелось бы прочитать всю статью.
Желаю творческих успехов.Да хранит вас Бог.

11 Наташа  
0
Присоединяюсь к общему мнению, что материал интересен. И конечно хотелось бы дочитать. Пришлите пожалуйста.

9 Ирина  
0
В этом году мне дали классное руководство в 6-ом классе. Хотелось бы составить воспитательную программу класса опираясь на Ваш опыт.Очень интересный материал. Если можно, пришлите материал в полном объеме. Заранее благодарю

10 ostrov  
0
По какому адресу?

8 любовь  
0
Спасибо. Интересный материал. Было бы отлично,если бы была возможность прочитать в полном объеме. если не трудно Вам, конечно.

7 Светлана Евгеньевна  
0
Очень полезная информация, спасибо за вашу работу

6 Людмила Градоблянская  
0
Пришлите пожйлуйста всю статью

5 Лариса  
0
Очень полезная информация! Пришлите, пожалуйста. всю статью!
Лариса

4 Весёлкина Марина  
0
Очень заинтересовал ваш опыт, хотелось бы ознакомиться с полной версией.

3 Ольга Владимировна  
0
Здравствуйте! С удовольствием познакомилась бы с Вашей статьей в ее полной версии

2 приземлина  
0
Надеюсь почитать все главы вашей статmьи
Ответ: Подтвердите своё желание и статья будет выслана по вашему адресу(более 180 страниц)

1-10 11-11
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz