Тема: Части слова. Понятие об окончании и основе слова. Цель: - систематизировать знания о частях слова; - дать понятие об окончании основе, как частях слова; - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать свои мысли в устной и письменной речи Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е В Бунеева, О.В. Пронина; карточки-«Кластер» для индивидуальной работы, карточки- «Инсерт» для индивидуальной работы, карточки-«Синквейн» для работы в группе.
План-конспект. Фаза (этап урока) Совместная деятельность учащихся и учителя. «Вызов» 1. Чистописание. На доске: об, под, очк, во, ова - Какие вопросы можно поставить к данным буквосочетаниям? Уч-ся: Что общего у буквосочетаний? Где в словах можно встретить эти буквосочетания? На какие группы можно разбить? И т.п. 2. Словарная работа. На доске: Соловушка, лимончик, навсегда, подъезд, абрикосовый, перешёл. - На какие группы можно разделить слова. Обоснуйте свой ответ. - Запишите слова, выделяйте часть слова, с помощью которой образовалось слово. 3. Заполнение «Кластера». Работа в парах. - Предлагаю вам заполнить «Кластер» - «Части слова» - Объясните, как вам нужно выполнить задание. (Выслушивается 2-3 ответа. Затем один ученик проговаривает алгоритм выполнения задания. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.) - Расскажите, какие части слова вы записали, что о них вы знаете. (Выслушивается 3-4 ответа (о корне, приставке, суффиксе и дополнение, если необходимо)) - Удалось ли заполнить все «окошки»? Почему? -Определите тему урока. (Части слова. Окончание.) - Чему вы будете учиться на уроке? Уч-ся: Находить окончание в словах, отличать окончание от других частей слова, правильно писать окончание и т.д. Повторение написания элемента « овал» в буквах и соединениях. Слова списываются с комментированием, выделением изученных орфограмм. «Кластер» есть у каждого уч-ся, но допускается заполнение после обсуждения в паре. Цель использования приёма: систематизация знаний, установление причинно- следственных связей Самопроверка. Возможно, что слово «окончание» будет записано, так как встречалось на предыдущих уроках, но другой информации об окончании у учащихся нет. Осмысление. «Открытие нового знания» 1. Наблюдение. - По ходу урока мы будем возвращаться к «кластеру», и вы сможете его заполнить. На доске: Мам_ слушает дочк_ - Допишите окончание в словах так, чтобы получились предложения. Самостоятельно записывают в тетради. - Прочитайте, какие предложения у вас получились. Учитель записывает на доску: Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. - Объясните смысл каждого предложения. Почему он меняется? Уч-ся предполагают, что это зависит от окончания, которое они вставили. - Сравните слова: мама и маму, дочка и дочку. Что можете о них сказать? (Это одно и то же слово, только изменилось окончание.) - Что узнали об окончании? (Оно изменяется.) - Какой ещё вопрос можно задать об окончании? Уч-ся: Для чего служит окончание? Какую роль оно играет? (Один из вопросов записывается на доску) 2. Работа с учебником. - Продолжим наблюдение. Учебник, страница 121, упр. 175. Звучать, нежный, мелодия, вальс. Она, пробуждать, душа, светлый, чувства. - Прочитайте слова на каждой строк. Можно ли назвать это предложениями? Почему? - Составьте и запишите предложения из слов каждой группы. Самостоятельное выполнение. - Расскажите, каким образом вы составили предложения из слов каждой группы. - Вернёмся к вопросу, который вы задавали об окончании. Как вы можете на него ответить? (Выслушивается 3-4 человека.) 3. Самостоятельная работа по дальнейшему заполнению «кластера». - Попробуйте записать полученные знания в «кластере». (1-2 минуты) ( Выслушивается 2-3 человека.) 4. Самостоятельная работа с правилом. Приём «Инсерт». - Есть ли у вас ещё вопросы по теме урока? Уч-ся: Не заполнили одно «окошко». - Самостоятельно изучите правило на странице 122. Сначала читайте, делая пометки, потом заполните таблицу. Один ученик проговаривает алгоритм работы с правилом. Было известно + новое знание - думал иначе ? возник вопрос (Несколько работ озвучиваются) 5. Завершение работы с «кластером». - Что вы ещё можете записать в «кластер»? Уч-ся: Часть слова – основа, неизменяемая часть слова. - Самостоятельно закончите заполнение. Взаимопроверка. 6. Наблюдение. Самостоятельная работа с правилом. - По какой теме сегодня работали? Что можете рассказать об окончании и основе? - Как вы думаете, всё ли вы узнали по этой теме? - Учебник, страница122-123, упр. 177 Прочитай. Что записано в каждом столбике: одно и то же слово или разные слова? Объясни свою точку зрения. ёжика трава ёжику траве ёжиком травой - Могут ли окончания образовывать новые слова? Может ли быть несколько окончаний у одного слова? Как найти окончание в слове? Учащиеся высказывают свои предположения по последнему вопросу. - Изучите правило на странице 123 и закончите заполнение таблицы «инсерт». Самостоятельная индивидуальная работа с правилом. 2-3 минуты. Выслушивается 2-3 ученика. 7. Первичное закрепление. Учебник, страница 123, упр. 178. Самостоятельная работа по вариантам. - Прочитай. Как рисует С. Есенин картину весны в первом четверостишии? Что представили, когда прочитали первую строку? - Спишите: 1 вариант первое четверостишие, 2 вариант – второе. В выделенных словах обозначьте окончание и основу. (Два ученика выполняют задание на раздвижных частях доски) - Обоснуйте свои ответы. Докажите, что верно выделили окончание в словах. Если ученики затрудняются задать вопрос, то можно обратить их внимание на записи, которые они сделали о приставке и суффиксе и их роли в словах. Самопроверка. Цель использования приёма: осознанное самостоятельное чтение, выделение главного, систематизация знаний, развитие устной и письменной речи Индивидуальная работа рассчитана на 2-3 минуты Самопроверка. Самопроверка. Рефлексия. - Назовите тему урока. Что показалось самым интересным? Что вызвало затруднение? Где вы сможете использовать знания полученные сегодня на уроке? 1. Приём «Синквейн». Работа в группах. - Подведём итог. Запишите «Синквейн» по теме урока. Учащиеся предлагают первое слово. Его записывают все группы. Далее самостоятельная работа в группах. 1. Что? 2. Какое? 3. Что делает? 4. Отношение к теме: 5. Суть темы: Работа на 2-3 минуты. Выслушиваются ответы в группах. Выбирается лучший «Синквейн». - А теперь ответьте на вопросы: Как отличить однокоренные слова от форм одного итого же слова? Из чего может состоять основа слова? (затруднение). - Всё ли мы узнали об окончании и основе? Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке. Домашнее задание: стр. 138, упр. 1: выделить окончание и основу; приготовить устное выступление: «Что я знаю о частях слова?» Цель использования приёма: оценка понятийного запаса учащихся, развитие умения ориентироваться в теме
Панкова Н. А. учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Горячий Ключ Краснодарского края.
|