Школа № 3
им. Н. Островского г. Черемхово
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Мои статьи [49]
Инновации [0]
Информация от Общероссийского педагогического экспертного Интернет-сообщества

» Мини-чат

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267

Главная » Статьи » Мои статьи

"Части слова. Понятие об окончании и основе слова." ( 3-й класс)

Тема: Части слова. Понятие об окончании и основе слова.
Цель:
- систематизировать знания о частях слова;
- дать понятие об окончании основе, как частях слова;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать свои мысли в устной и письменной речи
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е В Бунеева, О.В. Пронина; карточки-«Кластер» для индивидуальной работы, карточки- «Инсерт» для индивидуальной работы, карточки-«Синквейн» для работы в группе.

План-конспект.
Фаза (этап урока) Совместная деятельность учащихся и учителя.
«Вызов» 1. Чистописание.
На доске: об, под, очк, во, ова
- Какие вопросы можно поставить к данным буквосочетаниям?
Уч-ся: Что общего у буквосочетаний? Где в словах можно встретить эти буквосочетания? На какие группы можно разбить? И т.п.
2. Словарная работа.
На доске: Соловушка, лимончик, навсегда, подъезд, абрикосовый, перешёл.
- На какие группы можно разделить слова. Обоснуйте свой ответ.
- Запишите слова, выделяйте часть слова, с помощью которой образовалось слово.
3. Заполнение «Кластера». Работа в парах.
- Предлагаю вам заполнить «Кластер» - «Части слова»
- Объясните, как вам нужно выполнить задание.
(Выслушивается 2-3 ответа. Затем один ученик проговаривает алгоритм выполнения задания. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.)
- Расскажите, какие части слова вы записали, что о них вы знаете.
(Выслушивается 3-4 ответа (о корне, приставке, суффиксе и дополнение, если необходимо))
- Удалось ли заполнить все «окошки»? Почему?
-Определите тему урока. (Части слова. Окончание.)
- Чему вы будете учиться на уроке?
Уч-ся: Находить окончание в словах, отличать окончание от других частей слова, правильно писать окончание и т.д.
Повторение написания элемента « овал» в буквах и соединениях.
Слова списываются с комментированием, выделением изученных орфограмм. «Кластер» есть у каждого уч-ся, но допускается заполнение после обсуждения в паре.
Цель использования приёма: систематизация знаний, установление причинно- следственных связей
Самопроверка.
Возможно, что слово «окончание» будет записано, так как встречалось на предыдущих уроках, но другой информации об окончании у учащихся нет.
Осмысление.
«Открытие нового знания»
1. Наблюдение.
- По ходу урока мы будем возвращаться к «кластеру», и вы сможете его заполнить.
На доске:
Мам_ слушает дочк_
- Допишите окончание в словах так, чтобы получились предложения.
Самостоятельно записывают в тетради.
- Прочитайте, какие предложения у вас получились.
Учитель записывает на доску:
Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.
- Объясните смысл каждого предложения. Почему он меняется?
Уч-ся предполагают, что это зависит от окончания, которое они вставили.
- Сравните слова: мама и маму, дочка и дочку. Что можете о них сказать? (Это одно и то же слово, только изменилось окончание.)
- Что узнали об окончании? (Оно изменяется.)
- Какой ещё вопрос можно задать об окончании?
Уч-ся: Для чего служит окончание? Какую роль оно играет? (Один из вопросов записывается на доску)
2. Работа с учебником.
- Продолжим наблюдение. Учебник, страница 121, упр. 175.
Звучать, нежный, мелодия, вальс.
Она, пробуждать, душа, светлый, чувства.
- Прочитайте слова на каждой строк. Можно ли назвать это предложениями? Почему?
- Составьте и запишите предложения из слов каждой группы.
Самостоятельное выполнение.
- Расскажите, каким образом вы составили предложения из слов каждой группы.
- Вернёмся к вопросу, который вы задавали об окончании. Как вы можете на него ответить?
(Выслушивается 3-4 человека.)
3. Самостоятельная работа по дальнейшему заполнению «кластера».
- Попробуйте записать полученные знания в «кластере». (1-2 минуты)
( Выслушивается 2-3 человека.)
4. Самостоятельная работа с правилом. Приём «Инсерт».
- Есть ли у вас ещё вопросы по теме урока?
Уч-ся: Не заполнили одно «окошко».
- Самостоятельно изучите правило на странице 122. Сначала читайте, делая пометки, потом заполните таблицу.
Один ученик проговаривает алгоритм работы с правилом.
 Было известно + новое знание - думал иначе ? возник вопрос
(Несколько работ озвучиваются)
5. Завершение работы с «кластером».
- Что вы ещё можете записать в «кластер»?
Уч-ся: Часть слова – основа, неизменяемая часть слова.
- Самостоятельно закончите заполнение.
Взаимопроверка.
6. Наблюдение. Самостоятельная работа с правилом.
- По какой теме сегодня работали? Что можете рассказать об окончании и основе?
- Как вы думаете, всё ли вы узнали по этой теме?
- Учебник, страница122-123, упр. 177
Прочитай. Что записано в каждом столбике: одно и то же слово или разные слова? Объясни свою точку зрения.
ёжика трава
ёжику траве
ёжиком травой
- Могут ли окончания образовывать новые слова? Может ли быть несколько окончаний у одного слова? Как найти окончание в слове?
Учащиеся высказывают свои предположения по последнему вопросу.
- Изучите правило на странице 123 и закончите заполнение таблицы «инсерт».
Самостоятельная индивидуальная работа с правилом. 2-3 минуты.
Выслушивается 2-3 ученика.
7. Первичное закрепление.
Учебник, страница 123, упр. 178.
Самостоятельная работа по вариантам.
- Прочитай. Как рисует С. Есенин картину весны в первом четверостишии? Что представили, когда прочитали первую строку?
- Спишите: 1 вариант первое четверостишие, 2 вариант – второе. В выделенных словах обозначьте окончание и основу.
(Два ученика выполняют задание на раздвижных частях доски)
- Обоснуйте свои ответы. Докажите, что верно выделили окончание в словах.
Если ученики затрудняются задать вопрос, то можно обратить их внимание на записи, которые они сделали о приставке и суффиксе и их роли в словах.
Самопроверка.
Цель использования приёма: осознанное самостоятельное чтение, выделение главного, систематизация знаний, развитие устной и письменной речи
Индивидуальная работа рассчитана на 2-3 минуты
Самопроверка.
Самопроверка.
Рефлексия. - Назовите тему урока. Что показалось самым интересным? Что вызвало затруднение? Где вы сможете использовать знания полученные сегодня на уроке?
1. Приём «Синквейн». Работа в группах.
- Подведём итог. Запишите «Синквейн» по теме урока.
Учащиеся предлагают первое слово. Его записывают все группы.
Далее самостоятельная работа в группах.
1. Что?
2. Какое?
3. Что делает?
4. Отношение к теме:
5. Суть темы:
Работа на 2-3 минуты. Выслушиваются ответы в группах. Выбирается лучший «Синквейн».
- А теперь ответьте на вопросы:
Как отличить однокоренные слова от форм одного итого же слова? Из чего может состоять основа слова? (затруднение).
- Всё ли мы узнали об окончании и основе?
Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке.
Домашнее задание: стр. 138, упр. 1: выделить окончание и основу; приготовить устное выступление: «Что я знаю о частях слова?»
Цель использования приёма: оценка понятийного запаса учащихся, развитие умения ориентироваться в теме
 
Панкова Н. А. учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Горячий Ключ Краснодарского края.
Категория: Мои статьи | Добавил: ostrov (10-Января-2010)
Просмотров: 13071 | Рейтинг: 3.9/10 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz